Межрегиональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей «Дозор» (далее – МОО ОЗПП «Дозор») в рамках своей уставной деятельности осуществляет общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направляет в уполномоченные государственные надзорные органы сведения о фактах нарушения прав потребителей для проведения проверки и принятия, в случае их подтверждения, мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий.
В связи с обращением граждан, ссылающихся на нарушение своих прав неправомерным взиманием платы за пользование автостоянкой, МОО ОЗПП «Дозор» стало известно, что с 01 декабря 2020 года въезд на гостевую парковку, расположенную на земельных участках по адресам: по адресам: Санкт-Петербург, пр. Испытателей, уч. 31 (у дома 5 литера А), кадастровый номер 78:34:0410803:1150, Санкт-Петербург, пр. Испытателей, уч. 51 (северо-западнее д. 1 корп. 2 лит. А), кадастровый номер 78:34:0410803:1136, и выезд из нее регулируется шлагбаумом, нахождение на парковке является платным, и данную парковку Торговый центр «Сити Молл» позиционирует как платную услугу для покупателей. С указанной даты установлены следующий тариф на пользование парковкой: первые два часа парковки предоставляются бесплатно, далее по 100 рублей за каждый последующий час, включая неполный. Терминалы оплаты расположены у входов в ТРК. Стоимость услуг определяется автоматически в терминале оплаты в соответствии с временем нахождения и действующим тарифом, на выезд с парковки предоставляются дополнительно двадцать минут сверх времени оплаченного тарифа.
Полагаем возможным пояснить, что плотность жилой застройки Приморского района Санкт-Петербурга, наличие в районе большого количества посещаемых населением мест, ликвидация перехватывающей парковки у станции метро Пионерская привели к возникновению дефицита парковочных мест, расположенных в непосредственной близости от метро Пионерская и предназначенных для оптимизации движения транспортных средств путем предоставления машиномест для временного размещения транспортных средств при поездках с пересадкой на общественный транспорт.
На протяжении длительного периода времени данная проблема решалась посредством использования парковки, заезд на которую осуществлялся со стороны Марка Галлая, расположенной на земельных участках по адресам: Санкт-Петербург, пр. Испытателей, уч. 31 (у дома 5 литера А), кадастровый номер 78:34:0410803:1150, Санкт-Петербург, пр. Испытателей, уч. 51 (северо-западнее д. 1 корп. 2 лит. А), кадастровый номер 78:34:0410803:1136, пребывание на которой являлось бесплатным. На возможность использования данной парковки и жителями многоквартирного дома 15 к. 2 лит. А по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге, которые в результате действий застройщика оказались необеспеченными парковочными местам в необходимом количестве, неоднократно указывали высокопоставленные должностные лица Санкт-Петербурга, а именно Вице-губернатор Метельский И.Н. в письме № 2.7.-20894 от 02.05.2012 года и Вице-губернатор Оганесян М.М. в письме № 25-12-19-78/13-0-1 от 13 мая 2013 года.
Также бесплатное пребывание на гостевой парковке предоставляло возможность покупателям оставить свои транспортные средства и осуществлять покупки в ТК «Сити Молл», магазинах «Перекресток» и «Леруа Мерлен».
Однако в настоящее время жители района лишены возможности пользоваться бесплатной гостевой парковкой, вынуждены нести расходы в виде платы за пользование парковкой (минимум 700 рублей в день при 8-часовом рабочем дне, ~17 000 в месяц из расчета 22 рабочих дня), расположенной на вышеуказанных земельных участках, взимание которой, по мнению обратившихся граждан и Общественной организации, является незаконным ввиду следующего.
Согласно сведениям, размещенным на портале услуг Управления Росреестра «Публичная кадастровая карта» земельный участок площадью 7 242 м.кв. с кадастровым номером 78:34:0410803:1150, и земельный участок площадью 550 м.кв. с кадастровым номером 78:34:0410803:1136, с назначением «для размещения объектов транспорта (под гаражи и автостоянки)» находятся в собственности публично-правового образования, в отношении каждого участка зарегистрировано обременение в виде права аренды.
Действующее законодательство РФ и Санкт-Петербурга предусматривает несколько способов оформления прав на земельные участки для размещения различных видов автостоянок.
При этом, организация коммерческой (платной) парковки возможна посредством заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее – НТО) по результатам проведения аукциона на срок до 3 лет в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 09 апреля 2015 года № 165-27 «О размещении нестационарных торговых объектов и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2015 № 532 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О размещении нестационарных торговых объектов».
Одновременно для заключения договора на размещение НТО земельный участок должен быть включен в соответствующий раздел Схемы размещения НТО, которая публикуется на портале Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга в сети «Интернет» по адресу: crppr.gov.spb.ru, внесение изменений и дополнений в которую осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 сентября 2012 года № 1045 «О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Санкт-Петербурга».
Необходимость включения земельного участка в Схему размещения НТО для организации коммерческой автостоянки обусловлена тем обстоятельством, что организация охраняемой платной автостоянки предполагает оказание услуг и, соответственно, наличие на земельном участке временного сооружения для осуществления указанного вида деятельности. В данном случае павильоны на автостоянках (в том числе будка охраны, контрольно-пропускной пункт приёма платежей за размещение автотранспортного средства, иное) являются НТО по оказанию платных услуг по размещению транспортных средств на автостоянках. Осуществление других видов деятельности в данных НТО, кроме предоставления платных услуг по хранению транспортных средств, не допускается.
Таким образом, заключение договора аренды на размещение НТО в целях организации коммерческой автостоянки и включение земельного участка в Схему НТО дает право арендатору на размещение объекта в месте, определенном Схемой размещения – в границах контура участка, обозначенного в Региональной геоинформационной системе Санкт-Петербурга (далее РГИС), размещенной на сайте http://www.rgis.spb.ru/map/.
Однако, в РГИС Санкт-Петербурга отсутствуют сведения о включении вышеуказанных земельных участков в Схему размещения НТО, как и отсутствуют сведения об их включении в Схему на сайте crppr.gov.spb.ru.
В 2018 году первый заместитель председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге Л.М. Громова в письме № 20145/18-0-0 от 07 февраля 2018 года указывала, что земельные участки по адресам: Санкт-Петербург, пр. Испытателей, уч. 31 (у дома 5 литера А), кадастровый номер 78:34:0410803:1150, Санкт-Петербург, пр. Испытателей, уч. 51 (северо-западнее д. 1 корп. 2 лит. А), кадастровый номер 78:34:0410803:1136, были предоставлены по договору аренды для размещения некоммерческих гостевых автостоянок, в связи с чем не подлежат включению в схему размещения НТО.
Также и Начальник Управления по распоряжению земельными участками Комитета имущественных отношений А.А. Туркин в письме № 13251-22 от 28 февраля 2018 года подтверждал, что в отношении вышеназванных земельных участков КИО заключены договоры аренды для размещения бесплатных гостевых автостоянок.
Кроме того, и Заместитель председателя КЭИО Санкт-Петербурга С.А. Мельникова в письме № 01-16-791/18-0-1, и Начальник Управления застройки города КГА Санкт-Петербурга С.А. Семенов в письме № 221-5-4147/18 от 19 февраля 2018 года подтверждали возможность использования земельных участков только в целях размещения бесплатных гостевых автостоянок и невозможность включения участков в Схему НТО в связи с тем, что участки расположены в пределах красных линий проспекта Испытателей, охранной зоны водопроводных сетей, охранной зоны подземных кабельных линий электропередач, охранной зоны воздушных линий электропередач.
Таким образом, наличие договора аренды земельного участка без проведения торгов с целью временного размещения неограниченным кругом лиц транспортных средств (в том числе гостевых автостоянок), заключенного в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.15-39.17 Земельного кодекса РФ и п. 2 ст. 2 Закона Санкт-Петербургаот 03.06.2015 № 288-48 «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющиеся объектами недвижимости, для размещения которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов», не дает право арендатору взимать плату от третьих лиц за автостоянку и ограничивать доступ к земельному участку, используемому для организации автостоянки.
В связи с изложенным, использование земельных участков по адресам: Санкт-Петербург, пр. Испытателей, уч. 31 (у дома 5 литера А), кадастровый номер 78:34:0410803:1150, Санкт-Петербург, пр. Испытателей, уч. 51 (северо-западнее д. 1 корп. 2 лит. А), кадастровый номер 78:34:0410803:1136, под организацию коммерческой (платной) автостоянки является незаконным, как и являются незаконными действия арендатора по установке шлагбаумов, ограничивающих доступ на парковку неограниченному кругу лиц, и взимание платы за пользование парковкой.
Следует учитывать, что основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.
Арендатор обязан согласно п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены – в соответствии с назначением имущества.
Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленным в договоре, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка и иных лиц, поскольку иное толкование закона противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права и права иных лиц, в отношении которых действует собственник.
Указанное применительно к фактическим обстоятельства свидетельствует о том, что незаконные действия арендатора земельных участков по организации коммерческой автостоянки противоречат условиям договора аренды, устанавливающего возможность использования земельных участков исключительно под организацию гостевой парковки для неограниченного круга лиц, и, соответственно, приводят к нарушению прав граждан, которые лишены возможности использовать данный земельный участок по назначению – бесплатная гостевая парковка, и вынуждены нести дополнительные расходы по оплате стоянки.
Особо следует обратить внимание, что подобные незаконные действия (взимание платы за пользование парковкой) совершались арендатором земельных участков в 2017-2018гг., но в результате многочисленных жалоб граждан и общественных организаций уполномоченными государственными органами неправомерные действия арендатора были пресечены, на протяжении двух лет пользование парковкой было бесплатным в соответствии с требованиями закона и договора аренды.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу ст. 42 ЗК РФ одной из обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, установлена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Проанализировав приведенные нормы права, Общественная организация полагает, что арендатор земельных участков обязан при его использовании соблюдать вид разрешенного использования, а именно: бесплатная гостевая автостоянка.
При таком положении, организация на земельных участках коммерческой автостоянки с самовольной установкой шлагбаумов и выездных устройств свидетельствует о нарушении со стороны арендатора положений земельного законодательства о недопустимости использования земельных участков с нарушением их целевого назначения и вида разрешенного использования.
В соответствии с п. 5.1.14 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года № 457, п. 2, пп. «в» п. 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 года № 1, к полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии относится осуществление государственного земельного контроля, в том числе за соблюдением требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению.
Согласно п. 6 указанного Положения в рамках государственного земельного надзора осуществляется, в частности, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Принимая во внимание, что незаконные действия арендатора земельных участков приводят к нарушению неограниченного круга лиц, которые лишены возможности использовать данный земельный участок по назначению – бесплатная гостевая парковка, вынуждены нести дополнительные расходы, то в целях приведения сложившейся ситуации в соответствие с действующим законодательством необходимо принятие мер реагирования.
На основании изложенного,
ПРОШУ:
Провести проверку в отношении арендатора земельных участков по адресам: Санкт-Петербург, пр. Испытателей, уч. 31 (у дома 5 литера А), кадастровый номер 78:34:0410803:1150, Санкт-Петербург, пр. Испытателей, уч. 51 (северо-западнее д. 1 корп. 2 лит. А), кадастровый номер 78:34:0410803:1136, по факту организации коммерческой (платной) автостоянки (установка шлагбаума, ограничивающего доступ на парковку неограниченному кругу лиц, и взимание платы за пользование парковкой), по результатам которой привлечь арендатора к установленной законом ответственности
Принять незамедлительные меры, обеспечивающие приведение земельных участков по адресам: Санкт-Петербург, пр. Испытателей, уч. 31 (у дома 5 литера А),с кадастровым номером 78:34:0410803:1150, и Санкт-Петербург, пр. Испытателей, уч. 51 (северо-западнее д. 1 корп. 2 лит. А) с кадастровым номером 78:34:0410803:1136, в первоначальное состояние посредством демонтажа двух шлагбаумов и двух выездных устройств.
Обеспечить принятие мер, направленных на недопущение включения земельных участков по адресам: Санкт-Петербург, пр. Испытателей, уч. 31 (у дома 5 литера А), кадастровый номер 78:34:0410803:1150, Санкт-Петербург, пр. Испытателей, уч. 51 (северо-западнее д. 1 корп. 2 лит. А), кадастровый номер 78:34:0410803:1136, в Схему размещения НТО и использование участков под организацию коммерческой автостоянки.
О принятых мерах сообщить заявителю письменно в установленные законом сроки.
Приложение:
Приложения на ___________ листах.
С уважением,
Президент МОО «Дозор» Сергеев В.Г.
А эти обращения доходят до ВВП? Можно рассчитывать на ответ по сути, на внимание к проблеме со стороны первого лица?
Дельцы превращают общественные парковки в платные, куда жаловаться на беззаконные поборы не понятно! Готов подписаться, если организуется движение против этих коммерсантов! Достали!
Да-да, есть такое, ставят шлагбаумы и импровизированные сторожки, а пункты оплаты не всегда работают….
Не первое загадочное превращение бесплатной парковки в платную в нашем городе!
На конец 2020 КИО отчиталось о ликвидации 41 незаконной парковки, пр. Испытателей там нет
Не поняла, земля государственная? Если так, тогда обращение в Комитет по контролю за имуществом и районную администрацию должно помочь решению вопроса. Их обязанность осуществлять контроль и принимать меры реагирования в случае незаконного использования земель.
Для справки. Еще можно отправить обращение через портал «Наш Санкт-Петербург» с приложением фото, хотя Дозором задействованы уже более серьезные методы)